Характеристики и виды
Для транспортировки различных кранов по рельсам используют колеса, которые могут быть оснащены центральным или раздельным приводом. Крановые колеса с центральным приводом осуществляют движение за счет общего двигателя, приводящий их во вращение с помощью трансмиссионного вала. Колеса для кранов с раздельным приводом приводятся в движение с помощью отдельного двигателя. Они используются для перемещения на рельсовых путях, а также для погрузочных тележек.
Крановые колеса классифицируются зависимости от диаметра обода, формы и числа реборд, которые являются особым выступом и обеспечивают более устойчивое положение при передвижении по рельсам. Чаще всего в кранах устанавливаются одноребордные колеса с коническим ободом и безреборднные, одноребордные и двухребордные с цилиндрическим.
Колеса крановые с раздельным приводом: виды и особенности
Для велосипедных и мостовых кранов применяются безребордные колеса, которые в отличие от двухребордных, обеспечивают более легкое перемещение за счет сокращения сопротивления движению. В этом случае устойчивость механизмов уменьшается, но и снижается сила трения и износ соприкасающихся поверхностей.
Достаточно часто передвижение крана осуществляется с помощью одноребордных колес, которые применяются для обеспечения передвижения любых наземных подъемных устройств, кроме башенных. Такие крановые колеса менее устойчивы, чем двухребордные, но отличаются относительным сниженным трения и уменьшением износа соприкасающихся поверхностей. Это увеличивает скорость передвижения подъемных механизмов и продлевает их срок эксплуатации.
Наиболее распространенными являются двухребордные крановые колеса, которые могут использоваться для любых видов кранов, обеспечивая им высокую устойчивость благодаря большой плотности прилегания к рельсам. К недостаткам двухребодных колес относят повышенное трение, которое увеличивает сопротивление крана при движении и замедляет его ход. При этом усиливается износ соприкасающихся крановых поверхностей, в том числе и двухребордных колес. Чтобы снизить этот эффект, двухребордные колеса изготавливают из стали особой прочности.
Изготовление заготовок крановых колес, в том числе и двухребодных, осуществляется методом свободной ковки или штамповки. После механической обработки они подвергаются сорбитизации, чтобы достичь плавного перехода от закаленного металла к незакаленному. Твердость дорожки двухребордных и других видов колес регламентируется положениями ГОСТ и другими нормативными документами.